В рассказе «Васюткино озеро» Валентина Осеева рассказывает о группе детей, которые проводят свои летние каникулы в деревне. В центре повествования — два героя, Мишка Синяк и Васютка. Именно Васютка и даёт название озеру, вокруг которого разворачиваются основные события.
Четвёртый день рассказа описывает продолжение приключений детей на озере. В этот день они решают больше времени посвятить исследованию природы вокруг озера, а также наблюдению за птицами и зверьками. Наблюдения за природой приносят много удивительных открытий: ребята видят разнообразных насекомых, следы зверей и различные растения, что вызывает у них восторг и желание узнать о них больше. Это время также способствует сплочению детей, которые учатся работать в команде.
Пятый день привносит новые приключения. В этот день дети решают устроить небольшой пикник на берегу озера. Они готовят сэндвичи, разводят костер и рассказывают друг другу истории. Однако нарушение спокойствия происходит, когда один из мальчиков замечает странное движение в воде. Вначале дети думают, что это рыба, но вскоре понимают, что это мог быть затонувший в озере человек. Это открытие вводит элемент напряжения и тайны в их приключения. Ребята решают исследовать это дело, что ведет к новым открытиям и развитию сюжета.
Эти два дня в рассказе символизируют глубокую связь между детьми и природой, а также развитие их взаимоотношений, дружбы и способности работать вместе. Они также показывают, как детская любознательность и воображение могут превратить обычные дни в захватывающие приключения.