В драме Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» итальянский композитор Антонио Сальери выражает сложные и противоречивые чувства к своему коллеге Вольфгангу Амадею Моцарту, как к человеку и как к композитору.
Моцарт как человек:
Сальери видит в Моцарте личность легкомысленную и беззаботную, что вызывает у него некоторую зависть и непонимание. Сальери, как человек, глубоко преданный своему искусству, не может понять, как человек, который ведет такой легкий и беспечный образ жизни, способен создавать столь гениальные произведения. Сальери говорит о Моцарте с нотками презрения и зависти, отмечая его "беззаботную" натуру, которая, по мнению Сальери, не соответствует глубине и величию его музыки.
Моцарт как композитор:
Сальери признает гениальность Моцарта как композитора и понимает, что его музыка превосходит собственные творения. Сальери испытывает глубокое уважение к таланту Моцарта и одновременно зависть к его гениальности. Он понимает, что Моцарт обладает даром, который невозможно объяснить или достичь через упорный труд и обучение. Этим даром, по мнению Сальери, Моцарт наделен свыше, что вызывает у Сальери внутренний конфликт и чувство несправедливости.
В драме Пушкина Сальери произносит знаменитую фразу: "Где ж правота, когда священный дар, когда бессмертный гений не в награду любви горящей, самоотвержения, трудов, усердия, молений послан – а озаряет голову безумца, гуляки праздного?" Этой фразой он выражает свое недоумение и горечь по поводу того, что гений достался человеку, который, по его мнению, своей жизнью и поведением не заслуживает такого дара.
Таким образом, в отношении Моцарта как человека Сальери испытывает презрение и зависть из-за его легкомысленности, а в отношении Моцарта как композитора – глубокое уважение и одновременно мучительное чувство несправедливости и зависти к его непревзойденному дару.