После операции, в результате которой Шарик превратился из собаки в человека, он стал совершенно новым существом с уникальными характеристиками и поведением. В повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" этот процесс и его последствия становятся центральной темой, которую автор использует для критики социальных и политических изменений своего времени.
Физическое превращение: Шарик получил человеческое тело и стал известен как Полиграф Полиграфович Шариков. Это имя и его внешность, хотя и человеческие, всё же сохраняют некоторые признаки его прежнего собачьего существования.
Интеллектуальное развитие: Хотя Шариков получил способность говорить и мыслить, его интеллектуальный уровень оставался низким. Он демонстрировал примитивное понимание мира, ограниченное эгоцентричными и простыми потребностями.
Моральные и этические качества: Шариков не приобрёл высоких моральных качеств, свойственных человеку. Наоборот, он проявил множество негативных черт: агрессия, хамство, безответственность и лень. Он не уважал нормы поведения и не считал нужным соблюдать правила.
Социальное поведение: В коммунистическом обществе того времени Шариков стал олицетворением нового типа человека, который, несмотря на внешнюю цивилизованность, сохранил инстинкты и повадки дикого животного. Он вступал в конфликты с окружающими, не мог удержаться на работе и злоупотреблял алкоголем.
Идеологическая символика: Булгаков использует Шарикова как символ деградации и упадка человеческих качеств в условиях революционных изменений. Шариков стал продуктом неестественного вмешательства, что отражает идею о том, что социальное инженерство и насильственные изменения приводят к катастрофическим результатам.
Конфликт с создателем: Шариков вступил в конфликт с профессором Преображенским, своим создателем. Это символизирует негативные последствия научных экспериментов и вмешательства в природу человека без понимания и уважения к её законам.
Таким образом, после операции Шарик стал не просто человеком, а карикатурой на человека — существом, лишённым высших человеческих качеств и олицетворяющим опасности и недостатки социальных экспериментов. Булгаков через эту метаморфозу критиковал утопические идеи о возможности быстрого и радикального улучшения человеческой природы и общества.