Конфликт между Чацким и Фамусовским обществом в произведении "Горе от ума" Александра Грибоедова является неизбежным и значительным. Этот конфликт отражает столкновение двух эпох и общественных взглядов.
1) Острота и непримиримость столкновений Чацкого с миром Фамусовых, Молчалина и Сколозубов - отношение общественного конфликта эпох.
Чацкий представляет собой образ "человека нового времени", который стремится к прогрессу, свободе мысли и справедливости. Его взгляды и поведение резко контрастируют с устоявшимися нормами и ценностями Фамусовского общества, которое олицетворяет консерватизм, бюрократическую рутину и крепостнические устои. Фамусов, Молчалин и Скалозуб являются представителями этого старого мира, который боится перемен и предпочитает жить по заветам прошлого, сохраняя свои привилегии и устоявшиеся порядки.
2) Различие взглядов Чацкого и московского общества:
а) "Век нынешний" и "век минувший" в оценке Чацкого и Фамусова:
Чацкий символизирует "век нынешний", который характеризуется стремлением к изменениям, прогрессу и новаторству. Он критикует "век минувший" за его архаичность, моральную и интеллектуальную стагнацию. Фамусов же, напротив, идеализирует прошлое и с презрением относится к современным веяниям. Для него важны традиции, и он видит в новом времени угрозу своей привычной жизни.
б) Идеал жизни и способы его достижения в Фамусовском обществе; отношение Чацкого к этому идеалу:
В Фамусовском обществе идеалом жизни является спокойствие, благополучие и сохранение социальных статусов. Люди здесь стремятся к карьерному росту через угодничество, кумовство и соблюдение ритуалов. Молчалин, например, является олицетворением карьериста, готового на всё ради достижения своих целей. Чацкий же презирает такие методы и считает их аморальными и унизительными. Для него важны честность, свобода и возможность открыто выражать свои мысли и идеи.
в) Взгляд представителей двух идеологий на просвещение, образование, воспитание:
Фамусовское общество скептически относится к просвещению и образованию. Фамусов открыто выражает свои опасения, что образованные люди могут нарушить устоявшийся порядок, внести смуту в общество. Он предпочитает воспитание, основанное на подчинении и консервативных традициях. Чацкий, напротив, видит в образовании и просвещении ключ к прогрессу и улучшению общества. Он убежден, что только через знания и критическое мышление возможно двигаться вперед и строить более справедливое общество.
Таким образом, конфликт между Чацким и Фамусовским обществом отражает глубокие противоречия между новыми и старыми ценностями, между стремлением к прогрессу и консервативной приверженностью к устоявшимся порядкам. Этот конфликт не только личный, но и общественный, отражающий столкновение эпох и идеологий.