В комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" госпожа Простакова предстает в нескольких ролях: как жена, хозяйка дома, сестра и мать. Каждая из этих ролей раскрывает разные аспекты ее личности, хотя некоторые черты остаются неизменными.
Простакова как жена:
В отношениях с мужем, господином Простаковым, она проявляет деспотизм и властность. Например, она часто перебивает его и принимает решения за него. Простакова явно доминирует в семье, что видно из ее обращения с мужем: "Мужчина, молчи, не спорь со мной". В этой реплике видно, что она не уважает его мнение и считает свое мнение единственно верным.
Простакова как хозяйка дома:
В роли хозяйки Простакова тоже не отличается мягкостью или заботой о своих подчиненных. Она строго следит за порядком в доме, но делает это не из заботы, а из желания контролировать и держать всех в страхе. Например, она может грубо отчитывать слуг за малейшую оплошность: "Я тебя, мошенник, самоваром горячим ошпарю!". Здесь проявляется ее жестокость и неспособность к состраданию.
Простакова как сестра:
Как сестра, она поддерживает и защищает интересы своего брата Скотинина, хотя и в этом проявляет эгоизм. Она не столько заботится о брате, сколько использует его в своих целях. Интересно, что их отношения лишены истинной нежности и понимания. Она говорит своему брату: "Ты, братец, дурак, но мой дурак". Это показывает, что она считает его глупым, но все же смотрит на него как на часть своей семьи, но не из-за привязанности, а из-за родственных уз.
Простакова как мать:
Как мать, Простакова полностью сосредоточена на своем сыне Митрофане и его будущем. Однако ее забота больше проявляется в форме избалованности и потворства его капризам. Она говорит: "Митрофанушка, душенька моя, все для тебя!" В этой фразе проявляется ее слепая любовь и готовность потакать любому желанию сына, что, в конечном итоге, вредит его развитию.
Таким образом, во всех своих ролях Простакова демонстрирует властность, эгоизм и отсутствие истинного понимания и заботы о людях вокруг нее. Ее поведение обусловлено скорее личными интересами и стремлением к контролю, чем искренней заботой или любовью.