В стихотворении Николая Некрасова "Школьник" используется ряд просторечных слов и выражений, которые помогают создать более живую и реалистичную картину сельской жизни и подчеркнуть социальное положение героев. Просторечия в данном случае выполняют функцию стилистического приема, позволяя передать не только особенности речи персонажей, но и их внутренний мир, эмоциональное состояние.
Вот некоторые примеры просторечных слов и выражений, которые можно найти в стихотворении:
"Слышу — топчется малыш" — здесь слово "топчется" используется в значении "идет", но с оттенком неуклюжести и неуверенности, что характерно для просторечия.
"Где-то встретит, Бог поможет" — фраза "Бог поможет" является распространенным просторечным выражением, которое выражает надежду на удачу и божью помощь в делах.
"Разыгрался черт в ребячьей плоти" — выражение "разыгрался черт" относится к просторечным оборотам, описывающим озорство и шалость.
"Поучать, как знает сам" — слово "поучать" здесь употребляется в разговорном стиле, чтобы показать снисходительное отношение взрослого к ребенку.
Эти и другие просторечные элементы помогают Некрасову создать яркую и запоминающуюся картину деревенской жизни, а также передать эмоциональную окраску общения между героями. Использование таких слов и выражений делает стихотворение более доступным и понятным для широкой аудитории, подчеркивая близость автора к простому народу и его проблемам.