В стихотворении Эммы Мошковской "Апрель" взволнованная, торопливая и сбивчивая речь героя передана с помощью нескольких литературных приёмов. Вот основные из них:
Эллипсис: Пропуск слов или частей предложений, которые подразумеваются контекстом. Это создаёт ощущение, что герой настолько взволнован или торопится, что не успевает договорить. Пример: "Лес! Полянка! Солнце!".
Анаколуф: Нарушение грамматической структуры предложения, что создаёт впечатление спутанности мыслей и речи. Герой как бы перескакивает с одного на другое, что отражает его волнение.
Инверсия: Необычный порядок слов в предложении. Это также может передавать чувство взволнованности, когда мысли героя идут быстрее, чем речь. Пример: "На кустах весна, на ветвях цветы".
Краткие фразы и предложения: Использование коротких, часто односложных предложений, которые создают ритм, передающий торопливость и сбивчивость. Пример: "Бежит ручей. Снег тает. Птицы прилетают".
Многоточия и тире: Эти знаки препинания часто используются для передачи прерывистости речи, пауз, которые характерны для взволнованного состояния. Пример: "Ах, как. как всё вокруг живёт!".
Повторения: Повторение слов и фраз может подчёркивать эмоциональное состояние героя, его взволнованность. Пример: "Скоро, скоро. Весна!".
Эти приёмы работают в совокупности, создавая образ героя, который не просто рассказывает о весне, но переживает её эмоционально, что отражается в его речи.