Пьеса Александра Николаевича Островского "Гроза" является одним из наиболее значимых произведений русской драматургии XIX века и иллюстрирует конфликт между старыми патриархальными устоями и новыми, более свободными общественными порядками. Одним из центральных персонажей, воплощающих консервативные ценности, является Марфа Игнатьевна Кабанова, известная как Кабаниха.
Отношение Кабанихи к «новым порядкам»
Кабаниха представляет собой носителя старых патриархальных традиций. Её отношение к «новым порядкам» крайне негативное. Она видит в них угрозу устоям, которые, по её мнению, обеспечивали порядок и стабильность в обществе. Кабаниха убеждена, что новые веяния ведут к разложению нравов и разрушению семейных ценностей. В пьесе она неоднократно выражает своё недовольство тем, как молодежь стремится к большей свободе и независимости. Кабаниха считает, что строгое соблюдение старых обычаев и традиций – залог семейного и общественного благополучия.
Отношение Кабанихи к Катерине
Катерина, жена Тихона и главная героиня пьесы, является воплощением внутренней свободы и стремления к духовной независимости. Кабаниха относится к ней с неприятием и подозрением. Она видит в Катерине угрозу своему авторитету и традиционному укладу жизни. Кабаниха постоянно подавляет Катерину, пытаясь подчинить её своей воле и заставить жить по её правилам. Этот конфликт приводит Катерину к внутреннему кризису и трагической развязке.
Отношение Кабанихи к Тихону
Тихон, сын Кабанихи, находится под её сильным влиянием. Кабаниха относится к нему как к продолжению своих идей и устоев. Она требует от него безусловного послушания и уважения к старшим. Тихон, несмотря на свою мягкость и доброту, не способен противостоять матери и защищать свою жену Катерину от её тирании. Кабаниха манипулирует Тихоном, используя его слабость и зависимость от её мнения, что лишает его возможности проявить самостоятельность и защитить свою семью от её деспотизма.
Отношение Кабанихи к Варваре
Варвара, дочь Кабанихи, также находится под её строгим контролем. Однако Варвара более хитра и изворотлива, чем Тихон. Она осознаёт тиранию матери, но действует скрытно, чтобы избежать прямого конфликта. Кабаниха относится к Варваре с той же строгостью и требовательностью, как и к другим членам семьи, но её контроль над дочерью менее эффективен. Варвара, в отличие от Катерины, находит способы обходить материнские запреты и жить своей жизнью, что в конечном счёте помогает ей избежать трагической судьбы, постигшей Катерину.
Заключение
Таким образом, Кабаниха в пьесе "Гроза" Островского является олицетворением старых патриархальных устоев, которые вступают в конфликт с новыми общественными порядками. Её отношение к новым веяниям негативное и враждебное. В семье она проявляет деспотизм и авторитаризм, подавляя Катерину и Тихона, но сталкиваясь с скрытым сопротивлением Варвары. Этот конфликт между старым и новым, внешним авторитетом и внутренней свободой, составляет центральную тему пьесы и приводит к её драматической развязке.