В третьем действии комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" происходят ключевые события, которые проливают свет на взаимоотношения главных персонажей, особенно Софьи, Чацкого и Молчалина.
1) Как и почему Софья объявляет Чацкого сумасшедшим?
Софья объявляет Чацкого сумасшедшим после их разговора, в котором Чацкий открыто критикует нравы московского общества, включая ее отца, Фамусова. Чацкий возвращается в Москву после длительного отсутствия и надеется на взаимность от Софьи, в которую он был влюблен. Однако Софья за это время увлеклась Молчалиным, который, в отличие от Чацкого, более осторожен в своих высказываниях и умеет приспосабливаться к обществу.
Софья находит в словах Чацкого угрозу привычному укладу жизни. Его критика общества и открытое выражение мыслей кажутся ей неуместными и даже опасными. Вспыльчивый и саркастичный характер Чацкого кажется Софье признаком неадекватности. После сцены, где Чацкий продолжает свою сатиру на общество, Софья, желая защитить и себя, и Молчалина от его нападок, заявляет, что он сошел с ума. Этим она пытается объяснить окружающим его поведение и уменьшить его влияние.
2) Почему Софья предпочитает Молчалина?
Софья предпочитает Молчалина по нескольким причинам. Во-первых, Молчалин более осторожен и умеет угождать людям, что делает его в глазах Софьи более подходящим партнером в обществе, где важны статус и общественное мнение. Он внимателен к ней, знает, как произвести впечатление, и не вступает в конфликты с ее окружением.
Во-вторых, Молчалин представляет собой противоположность Чацкому. Он тихий, скромный и, что важно для Фамусова, лояльный к существующему порядку. Софья, выросшая в консервативной среде, видит в Молчалине стабильность и уверенность, чего ей не может дать Чацкий с его свободомыслием и критическим отношением к окружающим.
Наконец, Софья, возможно, не видит в Чацком той заботы и участия, которые ей кажутся важными в отношениях. Чацкий больше погружен в свои идеи и размышления, тогда как Молчалин проявляет больше внимания к ее личным нуждам и интересам, пусть и с корыстными мотивами.
Таким образом, выбор Софьи обусловлен не только личными симпатиями, но и влиянием общества и семейных установок, что делает этот выбор сложным и неоднозначным.